В начале II тыс. до н.э. на территории Казахстана сложилось
своеобразное комплексное хозяйство, соединяющее скотоводство, земледелие
и высокоразвитую металлургию.
Племена этой эпохи на всей территории Казахстана демонстрируют
культурное однообразие. Археологи применяют термин «андроновская
культура». В последнее время все больше сторонников мнения о том, что
арии, упоминаемые в «Авесте», и есть андроновцы, в пользу этого довода
находится все больше доказательств.
В начале II до н.э. племена Казахстана овладели производством бронзовых
изделий. Бронза - сплав меди и олова. Бронзовые орудия не только тверже
и острее медных, но и литье их легче. Этому также способствовало
богатство недр Казахстана.
Приоритетное развитие металлургии и скотоводства привело к росту
производительности и усиленной специализации общественного труда, к
крупным изменениям в общественной жизни.
Основным занятием в эпоху бронзы было пастушеское скотоводство, которое
постепенно превращалось в отгонное. При этом типе скотоводства часть
населения занималась выпасом скота на дальних пастбищах. Ранее в стаде
преобладал крупный рогатый скот, но с увеличением подвижности в нем
увеличилась доля овец и лошадей - более приспособленных на большие
переходы. Лошадь использовали как в качестве тягловой силы, так и для
верховой езды.
Скотоводство эпохи бронзы было - экстенсивным. Отдавали преимущество
таким видам животных, как лошадь и овца, выносливым и способным добывать
корм зимой из-под снега. Формы скотоводства становятся близкими к
кочевничеству. Прогрессивность новой формы хозяйства были налицо -
благосостояние этих обществ росло. Племена эпохи бронзы, населявшие
Казахстан, имели самые широкие связи с соседними странами.
Одновременно развивалось мотыжное земледелие. В основном выращивали
просо, рожь, пшеницу. Земледелием занимались на небольших полях, в
поймах рек и степных озёр. Орошение было арычным. Подсобную роль в
хозяйстве играла охота и рыбная ловля.
Одной из важных отраслей была добыча полуметаллов и выплавка
металлических предметов, о чём свидетельствуют многочисленные древние
разработки, особенно много их в Центральном и Восточном
Казахстане. По древним отвалам шлаков и руды эти крупные месторождения были заново открыты в XIX-XX веках.
В районе Жезказгана было добыто до 1 млн. тонн меди. Добытую при помощи
отбойника (а в плотных пластах применяли способ огневой проходки) руду
плавили в медеплавильных печах. Ремесленники делали орудия
хозяйственного и бытового назначения: серпы, топоры, кинжалы,
наконечники копий и стрел. Масштабы производства металла позволяли
экспортировать его в другие регионы.
Важное хозяйственно-экономическое значение в те далекие времена играл
древний меридианальный путь. Его можно было бы сопоставить с,
появившимся намного позднее Великим Шёлковым путём. Меридианальный путь
пересекал Сары-Арку с севера на юг и являлся артерией, связывающей
различные регионы.
В целом комплексное хозяйство эпохи бронзы Казахстана было сравнительно
высокоразвитым и оптимальным в соответствующих природно-климатических
условиях.
Развитие хозяйства в эпоху бронзы привело к большей обеспеченности
общества продуктами и предметами потребления, к появлению излишков
продуктов, к расширению обмена и, таким образом, к накоплению богатств.
Это находило отражение в социальной структуре общества.
В обществе мужчины приобретали все большее значение. Патриархальные
тенденции довольно быстро получили развитие. Парный брак был вытеснен
единобрачием. Супруги всё чаще селились в семье мужа. Поэтому теперь
забирал женщину мужчина, возмещая потерю работницы семье жены. Большую
роль в жизни общества стала играть патриархальная большая семья.
Благодаря своему труду некоторые семьи накапливали большие материальные
богатства, что способствовало социальному расслоению. Патриархальные
общины раннего этапа состояли из 4-5 поколений родственников по мужской
линии. Такие семьи проживали в огромных жилищах, достигавших 200 м2 и
более. Посёлки состояли из нескольких таких жилищ.
Разрастаясь, патриархальная семья делилась на другие патриархальные
семьи. Такие группы, объединенные родством, хозяйственной взаимопомощью и
общим культом, получили в науке название патронимии. Патронимии,
ведущие происхождение от одного предка, составляли патриархальный род.
Имеющиеся материалы позволяют сделать вывод о происходивших
одновременно процессах усиления имущественного неравенства, выделения
племенной верхушки, и в первую очередь вождей, обособление которых
особенно заметно в конце эпохи по монументальным гробницам Бегазы -
Дандыбая и мавзолеям Тогискена.
|