15 октября в Казахстане вступил в силу широко критикуемый закон «О
религиозной деятельности и религиозных объединениях», заменив
действовавший с первых дней суверенитета закон «О свободе
вероисповедания и религиозных объединениях».
Какова ситуация с регулированием религиозной деятельности в других
странах Центральной Азии и что эксперты думают по поводу нового
казахстанского закона, радио Азаттык выясняло на заседании очередного
круглого стола, проведенного для еженедельной совместной программы
«Перекресток» - программы центральноазиатских редакций Радио «Свободная
Европа»/Радио «Свобода».
В обсуждении приняли участие член правления Партии исламского
возрождения Таджикистана Хикматулла Сайфуллозода из Душанбе; эксперт по
исламу, директор независимого аналитического центра «Религия, право,
политика» Кадыр Маликов из Бишкека; эксперт по Центральной Азии и
директор Фонда региональных исследований «Кунсейит» Нурлан Альниязов из
Алматы; председатель Инициативной группы независимых правозащитников
Узбекистана Сурат Икрамов из Ташкента и эксперт по Туркменистану,
сотрудник Туркменской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»
Алламурад Рахимов.
По убеждению казахского эксперта Нурлана Альниязова, необходимость
принятия нового закона Казахстана о религии назрела достаточно давно,
Прихожане мечети района Жылыой. Атырау, 22 февраля 2011 года.
поскольку закон, принятый еще в 1992 году, не отвечал вызовам
современности и той ситуации, которая сложилась в течение последнего
года:
– Закон очень быстро был принят из-за обстоятельств, сложившихся в
Казахстане именно в религиозной сфере. Такая ситуация сложилась в
последний год: серия терактов, события на западе Казахстана. Всё это
заставило государство, наконец, взглянуть на религиозную сферу и
выработать новый закон, который с 1992 года не менялся и был таким
слишком аморфным.
И, несмотря на критику со стороны западных международных организаций и
внутри страны, этот закон в этом немного жестком виде должен был быть
принят на данном этапе, так как за 20 лет независимости здесь появилось
много различных течений, сект – не только религиозных, но и
псевдорелигиозных. И без законодательной базы этот вопрос невозможно
было решать.
И этот закон в будущем будет меняться. Это не есть окончательный
вариант. Скорее всего, со временем закон претерпит какие-то изменения.
В то же время Нурлан Альниязов считает, что власть в Казахстане,
которая, по его мнению, состоит из бывшей советской номенклатуры – по
атеистической привычке борется не с экстремизмом, а с религиозностью
вообще.
Тем не менее эксперт из Алматы в целом положительно оценивает новый
закон Казахстана о религии и не видит в нем слишком больших ущемлений
прав верующих, за исключением статьи 7, пункта 3, о совершении
религиозных обрядов в государственных учреждениях:
- Это, скорее всего, связано с тем, что правительственные эксперты не
смогли найти другого выхода, как запретить и очистить государственные
органы от представителей различных деструктивных религиозных течений,
которые проникли в госорганы.
«КАЗАХСТАН СЛЕДУЕТ ПЕЧАЛЬНОМУ ОПЫТУ УЗБЕКИСТАНА»
Эксперт по Туркменистану Алламурад Рахимов категорически не согласен с аргументами Нурлана Альниязова:
– Мы сейчас наблюдаем и официальную пропаганду против так называемых
нетрадиционных религий и сект. И здесь не должно быть речи, что это
убеждение большинства населения или меньшинства. Речь идет о правах
граждан.
Кроме того, Алламурад Рахимов обращает внимание на отсутствие в странах
Центральной Азии альтернативной службы для адептов тех религий, которые
запрещают службу в армии:
– Если им религия запрещает служить в армии, то законы демократических
государств предусматривают альтернативные службы. В странах Центральной
Азии, я вижу, законы не учитывают подобные аспекты религиозных
организаций.